Давайте разберемся:
🎵 1. Права на Композицию (The Song / Publishing Rights)
- Что это? Сама суть песни: мелодия, текст, гармония. Всё то, что можно записать нотами или словами.
- Кто владелец? Автор (ы) песни — те, кто ее написал (композитор, автор текста).
- Когда возникают? Автоматически, как только вы зафиксировали произведение в любой форме (записали демо, написали ноты/текст).
💿 2. Права на Звукозапись (The Master Recording / Master Rights)
- Что это? Конкретная записанная версия песни. То, как она звучит в вашем плеере — исполнение, аранжировка, сведение конкретной записи.
- Кто владелец? Обычно лейбл, который профинансировал и выпустил запись, или сам артист, если он выпускался независимо.
💡 Давайте на примерах:
Пример 1: «Twist and Shout»
- Композиция: Написали Фил Медли и Берт Расселл. Им принадлежат права на саму песню (мелодию и текст).
-
Звукозаписи:
- Версия The Beatles: Права на ЭТУ КОНКРЕТНУЮ ЗАПИСЬ принадлежат их лейблу.
- Версия The Isley Brothers: Права на ИХ ЗАПИСЬ принадлежат их лейблу.
- Версия Тома Джонса: Права на ЕГО ЗАПИСЬ принадлежат его лейблу.
➡️ Итог: Одна композиция (Медли/Расселл) — множество разных звукозаписей, у каждой свой владелец прав на мастер.
Пример 2: «Something» (The Beatles)
- Композиция: Написал Джордж Харрисон. Он — владелец прав на композицию (как автор).
- Звукозапись: Записана The Beatles, выпущена их лейблом. Харрисон (как участник группы) получал долю и от прав на звукозапись.
➡️ Итог: Харрисон получал доход дважды:
1. Как автор (за использование композиции).
2. Как исполнитель (доля от продаж/стримов записи).
❗️ Почему это важно понимать?
Это два разных актива и два разных (потенциальных) источника дохода. Особенно актуально для артистов, которые сами пишут и исполняют свои песни!
Теперь, когда мы разобрались с двумя типами прав: на Композицию 🎵 и на Звукозапись 💿, самое интересное: как по ним приходят деньги? 🤔💰
Спойлер: очень по-разному!
💰 Как Зарабатывают Права?
🎵 Права на Композицию: Механические Отчисления (Mechanical Royalties)
- За что платят? За использование самой песни (мелодии/текста), например, при продаже копии трека (физической или цифровой загрузки).
-
Как платят? Авторы получают Mechanical Royalties. Часто это фиксированная законом ставка за каждую проданную/воспроизведенную копию.
- Пример: В США установленная законом ставка на апрель 2025 года составляет 12,7 цента за каждую проданную копию песни длительностью до пяти минут.
- Когда платят? ❗️ С ПЕРВОЙ проданной копии! Эти авторские отчисления обычно НЕ удерживаются лейблом для погашения авансов или затрат на запись/промо артиста.
- ➡️ Итог: Автор песни начинает получать доход сразу, как только песня начинает продаваться или стримиться (где применяются механические лицензии).
💿 Права на Звукозапись: Роялти с Мастера (Master Royalties / Artist Royalties)
- За что платят? За использование конкретной звукозаписи (мастера).
- Как платят? Артист (исполнитель) получает процент (%) от доходов с продажи/стриминга этой записи. Ставка и условия расчета (% от оптовой цены, розничной, доли прибыли и т. д.) определяются контрактом с лейблом.
-
Когда платят? ❗️ ТОЛЬКО ПОСЛЕ того, как лейбл ОКУПИТ (recoup) ВСЕ свои расходы, связанные с артистом и этой записью!
- Что нужно окупить? Авансы артисту, затраты на студию, запись, сведение, мастеринг, маркетинг, съемку клипов, поддержку туров и многое другое.
- ➡️ Итог: Артист может годами не получать роялти с продаж своей записи, даже если она популярна, пока не покроет все расходы лейбла (оставаясь «в минусе» или «unrecouped»).
💥 КЛЮЧЕВОЕ ОТЛИЧИЕ И ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО:
- Авторские отчисления (🎵 Mechanical Royalties) часто являются единственным стабильным и ранним источником дохода для музыкантов, особенно на начальных этапах.
- Артистические отчисления (💿 Master Royalties) начинают поступать значительно позже, после покрытия иногда огромных расходов лейбла.
Многие даже очень успешные артисты могут годами быть «в долгу» перед лейблом на сотни тысяч долларов, но при этом стабильно получать доход как авторы своих песен от механических отчислений!
☝️ Отсюда и важный совет в индустрии: «Не отдавай свой паблишинг (права на композицию) навсегда». Для многих музыкантов именно авторские права — это стабильный доход и финансовая подушка.
📻 Публичное Исполнение: Performance Royalties
Когда ваша песня звучит публично (на радио, ТВ, в стриминговых сервисах, на концертах, в магазинах, ресторанах и т. д.), генерируются Performance Royalties. Но для композиции и записи они работают по-разному:
🎵 Для Композиции (Песни):
- Эти отчисления собирают Организации по Коллективному Управлению Правами (ОКУПы), или Performing Rights Organizations (PROs).
- Примеры: РАО (Российское Авторское Общество) в России, ASCAP и BMI в США.
- ОКУПы выдают площадкам (радиостанциям, ТВ-каналам, заведениям) общие лицензии (blanket licenses) на использование своего каталога и распределяют собранные деньги между авторами и издателями.
- ❗️ Важный момент: Деньги обычно делятся 50/50 между автором (ами) и издателем (ями). ОКУП платит долю напрямую автору и напрямую издателю. То есть, автор получает свою половину, даже если передал права издателю.
💿 Для Звукозаписи (Мастера):
- Здесь ситуация сложнее и сильно зависит от страны.
- 🇺🇸 США: Исторически, традиционное эфирное радио (AM/FM) не платило роялти владельцам мастер-записей и исполнителям за эфир. Эта практика частично сохраняется. Однако, за цифровые трансляции (интернет-радио, спутниковое радио типа SiriusXM, кабельные муз. каналы) отчисления есть, их собирает организация SoundExchange и распределяет между владельцами записи (лейблами) и исполнителями.
- 🇷🇺 Россия: Радио и ТВ платят отчисления и исполнителям, и владельцам записей (производителям фонограмм). Эти отчисления собирает ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности).
🎬 Синхронизация (Sync): Музыка в Кино, Рекламе, Играх
Когда музыку хотят использовать вместе с визуальным рядом (фильм, сериал, реклама, видеоигра), требуется получить лицензию на синхронизацию.
- ❗️ Ключевое правило: Нужно получить ДВЕ отдельные лицензии на ДВА разных объекта прав:
- Sync License (на 🎵 Композицию): Разрешение на использование самой песни (мелодии/текста). Получают у издателя (или автора, если он сам управляет правами).
- Master Use License (на 💿 Звукозапись): Разрешение на использование конкретной записи. Получают у владельца мастера (обычно это лейбл).
- 💰 Традиция индустрии: Часто сумма за Sync License и Master Use License одинакова. Если издатель запросил $10,000 за использование песни, то и лейбл, скорее всего, получит $10,000 за использование своей записи этой песни.
- ⚖️ Контроль: Издатель (владелец прав на 🎵) имеет право отказать в синхронизации, если считает использование неподходящим (например, из-за контента фильма/рекламы), или ограничить лицензию по времени, территории, типу использования. Это ярко показывает ценность контроля над правами на композицию (паблишингом).
🏁 Подводим Итоги!
Мы разобрали два фундаментальных типа прав в музыке:
- 🎵 Права на Композицию (сама песня: мелодия, текст, гармония)
- 💿 Права на Звукозапись (конкретная записанная версия, «мастер»)
Ключевые отличия, которые важно помнить:
- 💰 Заработок с продаж/стримов:
- 🎵 Композиция приносит Mechanical Royalties (часто фиксированная ставка) с первой копии/стрима, не удерживается для покрытия авансов артиста.
- 💿 Звукозапись приносит Master Royalties (процент по контракту) только после окупаемости всех затрат лейбла (авансы, запись, промо и т. д.).
- 📻 Публичное исполнение:
- 🎵 Композиция генерирует Performance Royalties, собираемые ОКУПами (РАО, ASCAP/BMI) и выплачиваемые 50/50 автору и издателю напрямую.
- 💿 Звукозапись генерирует Performance Royalties не везде (в США нет для традиционного радио, в РФ есть), собираются другими организациями (SoundExchange, ВОИС).
- 🎬 Синхронизация:
- Всегда требуются две отдельные лицензии: Sync License (на 🎵) от издателя и Master Use License (на 💿) от лейбла.
💡 Понимание этих основ — ключ к навигации в музыкальной индустрии, защите своих прав и построению карьеры для авторов, исполнителей и всех, кто работает с музыкой.
Надеемся, было полезно. 👍
Блог

Почему паблишинг обогащает звезд, а начинающие артисты теряют будущие доходы?

Авторское право в музыке: ключевые моменты, о которых должен знать каждый артист

Почему музыканты теряют до 50% своих доходов, игнорируя музыкальное издательство?

Как получить максимум от своей музыки: советы для независимых артистов

3 фатальные ошибки, которые совершают независимые артисты при регистрации своих треков

💸 «Я зарабатывал $30 в месяц на Spotify»: как правильная регистрация песен увеличила доход.

💥 Как один контракт убил карьеру одного артиста: реальная история из практики.

Почему начинающие музыканты совершают роковую ошибку, подписывая первый же контракт с лейблом?

💎 5 способов заработать на одном треке в 2025 году

«Слили» $10,000 на промо: 5 роковых ошибок в маркетинге начинающих музыкантов

5 секретных инструментов для сбора роялти, о которых не знают 90% музыкантов в 2025 году

Как увеличить количество прослушиваний на Spotify?

Издательские права vs. Права на мастер-записи

5 ошибок, которых следует избегать при регистрации песен в авторском обществе.
