1. Автоматическое равенство — ловушка для новичков ⚖️
Первое, что должен знать каждый: по закону (как в США, так и в России), если нет письменного соглашения об обратном, все соавторы получают РАВНЫЕ доли. Написали песню вчетвером — каждый получает по 25%, даже если один придумал только одно слово, а другой — всю музыку и текст. Закон не оценивает творческий вклад, он просто делит поровну.
Пример из практики: Недавно ко мне обратился продюсер. Он добавил в название уже готовой песни слово «The» и на этом основании потребовал 10% от всех отчислений. И, к сожалению, по закону он был прав, потому что не было письменного соглашения о долях.
Совет: Обсуждайте и фиксируйте доли ДО того, как песня будет считаться завершенной. Можно даже на салфетке написать: «Песня 'Название', Иван — 60%, Петр — 40%, дата, подписи». Это уже документ!
2. Момент «фиксации» — когда песня готова? ☕️
Второе критическое понятие — «фиксация» произведения. В музыкальном праве есть концепция «joint work» — совместного произведения. Как только ваша песня записана в любом материальном виде (демо на телефоне, ноты, файл на диске) и все соавторы считают её законченной, она становится неприкосновенной.
Представьте музыкальное латте — как только вы смешали молоко и кофе, разделить их обратно невозможно. Так же и с песней. После фиксации любые изменения уже создают производное произведение (derivative work), и здесь начинаются юридические тонкости.
Пример: Если вы закончили песню с двумя соавторами, а потом один из них решил, что ваши слова в куплете — отстой, и захотел их заменить, он не может это сделать без вашего разрешения. Более того, даже если вы согласитесь убрать свои слова, вы всё равно сохраните свою долю в новой версии, потому что она основана на оригинальном совместном произведении.
3. Права на лицензирование — кто что может? 🤝
Каждый соавтор имеет право выдавать неисключительные лицензии на использование всей песни без согласия других соавторов. Это значит, что если у вас есть даже 10% в песне, вы можете лицензировать её для использования в фильме или рекламе.
Что НЕЛЬЗЯ делать без согласия ВСЕХ соавторов:
- Выдавать эксклюзивные лицензии.
- Продавать исключительные права на использование в рекламе.
- Передавать права субпаблишерам на эксклюзивной основе.
Логика простая: если бы один 10%-й соавтор мог эксклюзивно лицензировать песню для Coca-Cola за 100 долларов, это заблокировало бы возможность другим соавторам заработать миллион на сделке с Pepsi.
4. Обязанности при самостоятельном лицензировании 💸
Если вы всё-таки решили лицензировать песню самостоятельно (на неисключительной основе), у вас есть два юридических обязательства перед соавторами:
- Указать ВСЕХ авторов и издателей в лицензионном соглашении.
- Отчитаться и выплатить соавторам их доли от полученного гонорара.
История из практики: Мой клиент самостоятельно лицензировал песню для рекламы, получил $50,000, но «забыл» уведомить соавтора. Через полгода соавтор увидел рекламу, подал в суд и получил не только свои 50%, но и компенсацию за задержку плюс все судебные издержки.
5. «Controlled Compositions» — главная ловушка для групп 🚨
Особая опасность в договорах с лейблами — controlled composition clauses (пункты о контролируемых композициях). Когда артист-автор подписывает контракт, он часто соглашается на пониженную ставку механических отчислений (например, 75% от стандартной). Проблема в том, что формулировка обычно звучит так, будто вы лицензируете не только свою долю, но и доли ВСЕХ соавторов на этих же условиях.
Пример: Если в вашей группе 4 соавтора, и один из них подписал такой договор, он может юридически обязать всех остальных принять пониженную ставку в 75% вместо 100%. Если они откажутся, разница может вычитаться из вашего пула роялти. То есть вы будете доплачивать им из своего кармана.
Решение: Всегда оговаривайте в соглашениях о соавторстве, как будут обрабатываться такие пункты.
6. Письменные соглашения — ваша страховка 📝
Если вы ожидаете серьезную коммерческую эксплуатацию песни, необходимо письменное соглашение о совместном управлении правами. В нем должно быть прописано:
- Точные доли каждого автора и издателя.
- Кто и как регистрирует произведение в авторских обществах.
- Как обрабатываются права на печатные издания (ноты).
- Процедура работы с «controlled composition clauses».
- Условия выдачи лицензий со сниженными ставками.
- Обработка производных произведений (сэмплы, пародии, медли).
- Условия продажи доли одним из соавторов.
- И многое другое.
7. «Top-liners» и реалии современной музыки 🎤
Сегодня в индустрии популярна роль «top-liner» — профессионала, которого приглашают доработать песню, написать цепляющую мелодию или текст. Реальность такова, что в топ-100 Billboard почти нет песен с 1-2 авторами. Обычно их 4-5 и больше: кто-то сделал бит, кто-то добавил «Oooeee Mama», продюсер предложил Auto-Tune — и вот у вас уже много соавторов.
Совет: Перед тем как приглашать «top-liner'а», четко оговорите доли. Часто они получают 25-50% от песни за превращение набросков в хит.
8. Типичные ошибки и практический чек-лист 🚫
- Ошибка № 1: «Доделаем в студии». Прийти в студию с недописанной песней = получить шесть новых соавторов (продюсер, сессионные музыканты).
- Ошибка № 2: «Он же только партию баса играл». Разница между написанием песни и аранжировкой должна быть кристально ясна всем. Придумавший крутой рифф басист не всегда становится соавтором песни.
- Ошибка № 3: Отсутствие документирования. Снимайте процесс на видео, ведите дневник записей, фиксируйте дату, когда песня была признана готовой.
Ваш чек-лист для соавторства:
✅ Обсудите доли до начала записи.
✅ Зафиксируйте письменно, когда песня считается законченной.
✅ Определите, кто отвечает за административные вопросы.
✅ Договоритесь о процедуре принятия решений по лицензированию.
✅ Включите пункт о том, как разрешать споры.
Заключение
Соавторство — мощный инструмент, но требует уважения и юридической гигиены. Ключевые моменты: равные доли по умолчанию, важность фиксации произведения, правила лицензирования и письменные соглашения для серьезных проектов.
Финальный совет: в музыке, как и в жизни, честность и открытость в отношениях дороже любых денег. Лучше получить меньший процент и сохранить дружбу и команду, чем судиться годами за каждую копейку.
Блог

БАЗА ЗНАНИЙ: СИНХРОНИЗАЦИЯ

БАЗА ЗНАНИЙ: МЕХАНИЧЕСКИЕ РОЯЛТИ

БАЗА ЗНАНИЙ: Как работают Авторские Общества?

БАЗА ЗНАНИЙ: Основы Авторского Права в Музыке

Почему паблишинг обогащает звезд, а начинающие артисты теряют будущие доходы?

Авторское право в музыке: ключевые моменты, о которых должен знать каждый артист

Почему музыканты теряют до 50% своих доходов, игнорируя музыкальное издательство?

Как получить максимум от своей музыки: советы для независимых артистов

3 фатальные ошибки, которые совершают независимые артисты при регистрации своих треков

💸 «Я зарабатывал $30 в месяц на Spotify»: как правильная регистрация песен увеличила доход.

💥 Как один контракт убил карьеру одного артиста: реальная история из практики.

Почему начинающие музыканты совершают роковую ошибку, подписывая первый же контракт с лейблом?

💎 5 способов заработать на одном треке в 2025 году

«Слили» $10,000 на промо: 5 роковых ошибок в маркетинге начинающих музыкантов
