2) Заинтересованные слушатели — те, кто время от времени лайкают и комментируют ваши публикации в социальных сетях, следят за вашими историями в инстаграм, добавляют вашу музыку в собственные плейлисты.
3) Пассивные слушатели — таких большинство, они являются подписчиками ваших социальных сетей, но не проявляют активных действий.
4) Тролли — не являются поклонниками, это люди, которые пытаются создать негативную атмосферу на ваших страницах в социальных сетях. Таких нужно просто ставить в бан и не вестись на их провокации.
Для артиста важно, сконцентрироваться на росте первой группы — преданных слушателей, которые не просто слушают вашу музыку, но и следят за вашими прямыми трансляциями, ходят на ваши выступления и покупают ваш мерч (футболки и другую атрибутику с логотипом артиста). Важно постоянно находиться с ними в контакте, отвечать на их вопросы, показывать, что вы живой человек. Хотя для музыкантов — интровертов это бывает сложно, но всегда можно ограничиться одной прямой трансляцией в неделю и ответить на вопросы слушателей. Ведь чем больше, у вас таких поклонников, тем более востребованы вы будете, как артист, и чем больше людей будет посещать ваши концерты.
Блог
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/Ivf9CoOCfKaZhu_ECXsJM-fRvjkSJ4N8/ntr_VMAXwJ8.jpg)
Пишите истории!
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/qXBFyKyoT-Wvta6bHxG91Khv3LI8KUXl/n092JccDDYnk9vQ0KsQj7ZE5glz5RZ3O/BHKNbqlvrzWuY8gEnnSIxqNnF8ujSuUa/k-U2uSsP2A0.jpg)
5 YouTube каналов
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/0YvsSmxFmIjGbtzMPgjOJxMehpdjjxwR/7kOXbjKthLU.jpg)
Как разместить песню в виде NFT-токена?
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/Sjpgrm2v20FR6Cth5viRkySQXwdNMnI8/PNba8pyNInhaNdxGmS-K03eKUhOhOAXw/VSx8HGQufOAABSIOsxZf7PI7e46Ym9n-/r5vdXJt181o.jpg)
5 основных пунктов букинг-контракта
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/k-19rpu6DTddy8m6iLBpiynUiD5OMhTG/eqHO4F_4uNY.jpeg)
Умные ссылки (Smartlinks)
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/R3T6etHDtl8mfvBYjzicwSEGfWranMk7/6R4WbT_wNQY.jpg)
Контракт с букинг-агентством
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/UKlVPOtzps0_GPsoBF2Uq1lb3n6dugEs/AYU91SEGRdM.jpg)
5 англоязычных блогов
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/CzhzYp67XfJxZi06e4OeXLZnVQrbUySp/krgR5kofuxI.png)
Вопрос читателя: что такое MLC?
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/THvQ5B89eMUM7bC46wUYXC13gEbK_Nq-/D-nx7e0Ewc4.jpg)
Вопрос: чем занимается издатель (паблишер)
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/by9Qzm6I2qef0o_qJXk0nuFxS3kuHNGx/_0dM9czaduY.jpg)
Продвижение в Spotify: Плейлисты VS Прямой маркетинг
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/qtpnLATTla2cc4tKqpivFrHSPNY4UG4H/gzl73rDdMXk.jpg)
Что такое Landed Fee?
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/tQsuid4exflcZSXSTaBj1l8kNnmMCF8B/Yozwd0aAsBk.jpg)
Симулятор сделки c издателем (паблишером)
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/Sjpgrm2v20FR6Cth5viRkySQXwdNMnI8/PNba8pyNInhaNdxGmS-K03eKUhOhOAXw/I5Se-egBXvzk11RUhMBT9kDU6z9S99tP/aQUnETvuT8Q.jpg)
9 основных видов использования музыки
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/KfN2JhbB89-m6UeUSQ-43cSGNBDUivJr/9XYvpjgORLhtd_m5e9aHHGrFHBiA9_Nz/jTj7cDWCLRnkHCyPNxf3fCf_nFtJ7Rte/v01U4Tepsog.jpeg)
Два типа авторских прав на музыку
![4 группы фанатов артиста. Эксперт в музыкальном бизнесе — Виталий Хвалеев (Moonbeam)](http://i.wfolio.ru/x/Sjpgrm2v20FR6Cth5viRkySQXwdNMnI8/PNba8pyNInhaNdxGmS-K03eKUhOhOAXw/BhFSIXEsoQ1Mj9tc0ACtl3fAonVcVXwo/ZQE66Ku7x1c.jpg)