1. Два копирайта в одной песне: © vs ℗
Каждая записанная песня имеет два отдельных авторских права:
1️⃣ Права на КОМПОЗИЦИЮ (Форма PA / значок ©)
- Что это? Сама песня — мелодия и текст. То, что вы написали (Performing Arts).
2️⃣ Права на ЗВУКОЗАПИСЬ (Форма SR / значок ℗)
- Что это? Конкретная «мастер-запись» этой песни (Sound Recording). Звуки, которые зафиксированы на носителе.
Пример: Вы написали песню и записали её дома. Поздравляю! Вы владеете обоими правами. На альбомах Led Zeppelin так и пишут: «© ℗ 1972 Atlantic Recording Corporation». Они защищают оба актива.
2. Проблема на $0: FM-радио не платит за мастер-записи в США
Шокирующий факт: когда ваша песня играет на обычном FM или AM радио (наземное вещание) в США, владельцы мастер-записей (лейблы и артисты) не получают ни копейки!
По спорному закону 1972 года, наземные радиостанции платят только за права на композицию (©) (авторам и издателям).
3. Цифровая революция: Как DIY-артисту получить 95% роялти
Хорошая новость: в 1995 году приняли Акт о цифровых правах. Неинтерактивные вещатели (веб-радио вроде SiriusXM, Pandora) ОБЯЗАНЫ платить за использование мастер-записей (℗).
Эти деньги собирает компания SoundExchange и делит их так:
- 50% — Владельцам мастер-записи (лейблу или вам)
- 45% — Основному исполнителю (артисту)
- 5% — Сессионным музыкантам
⚡ Инсайд для DIY-артистов: Если вы сами владеете своими мастерами (вы сами платили за запись), вы получаете и 50% (как владелец), и 45% (как исполнитель). То есть 95% от всех выплат!
4. «Work for Hire»: Как лейблы забирают ваши мастера
Почему так важно владеть мастерами? Потому что в 99% контрактов с лейблами есть пункт «work made for hire» (работа по найму).
- Как это работает: Лейбл платит за студию, продюсеров и музыкантов. Взамен он становится полным владельцем вашей мастер-записи (часто на 95+ лет).
- Как защититься (DIY): Если вы независимый артист и сами оплачиваете студию, продюсера и сессионных музыкантов, вы становитесь владельцем мастера. НО! Обязательно заключайте со всеми участниками письменные соглашения, где четко прописано, что это «работа по найму» для вас. Иначе они могут претендовать на совместное владение.
5. Опасность сэмплирования: Двойной иск ⚖️
Использование чужих записей без разрешения — это нарушение обоих авторских прав.
Кейс Biz Markie: Он использовал фрагмент Gilbert O'Sullivan. Лейбл O'Sullivan подал в суд за нарушение прав на мастер-запись (℗), а издательство — за нарушение прав на композицию (©). Двойной иск!
Мораль: Никогда не используйте чужие сэмплы без очистки обоих прав.
Итоги: Что нужно запомнить
- Два права: У вас всегда есть права на песню (©) и права на запись (℗).
- FM-радио: Не платит за мастер-записи в США.
- SoundExchange: Собирает роялти за мастер-записи с цифрового радио (Pandora, SiriusXM). Если вы DIY-артист, вы получаете 95% этих выплат.
- «Кто платит, тот владеет»: Оплачивая запись сами, вы становитесь владельцем мастера (при наличии договоров «work for hire» с музыкантами).
- Сэмплы: Требуют очистки ДВУХ прав (© и ℗).
Финальный совет: Боритесь за владение своими мастер-записями. Это ваш главный актив на десятилетия вперёд. Регистрируйте оба типа прав и следите за выплатами от SoundExchange.
Блог

Кража музыки: Как защитить свои песни и не нарушить чужие. Громкие кейсы

Авторское право для музыкантов: Главные правила защиты песен

Коллаборации в музыке: Как не потерять права, деньги и друзей. Полный гайд

Главная ошибка при релизе музыки (и как ее избежать).

Музыка в кино и рекламе: Как sync-размещение может запустить вашу карьеру. Гайд.

Лейблы vs независимость

Ваша музыка — это бизнес: 7 шагов к устойчивой карьере

Музыкальный юрист: Почему он, а не менеджер, должен быть первым в вашей команде

Бренд независимого артиста: Почему не надо копировать Дрейка.

Кураторы против алгоритмов: Кто решает, что мы слушаем в 2025?

Музыка для кино, игр, трейлеров: Гайд

Сэмплирование и адаптации: Юридический гайд для музыкантов 🎶

Как вернуть права на свои песни через 35 лет.

Кавер-версии: Полный юридический гайд для музыкантов
