1. Что такое нарушение (и когда стоит бороться)?
Согласно Акту об авторском праве США (Секция 501), нарушение — это когда кто-то использует ваши оригинальные произведения без вашего разрешения, ведома или компенсации.
Классические примеры: Vanilla Ice, скопировавший басовую линию Queen и Дэвида Боуи для «Ice Ice Baby». Сэм Смит с «Stay With Me», который оказался практически идентичен «I Won't Back Down» Тома Петти.
Нарушения происходят не только намеренно, но и случайно, и делают это звёзды первой величины.
Когда стоит вступать в битву?
Не каждое нарушение стоит того, чтобы за него бороться.
- СУЩЕСТВЕННЫЙ УЩЕРБ (Стоит бороться): Вы слышите свою песню в национальной телерекламе, в фильме или видите, что ее выпустил мейджор-лейбл и она набирает миллионы стримов. Вы теряете значительный доход. Немедленно обращайтесь к адвокату.
- НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ УЩЕРБ (Не стоит): Ваша бывшая группа продала 20 виниловых пластинок с вашей совместной песней. Да, обидно для самолюбия. Но адвокат берёт $150-300 в час. Как говорится, выбирайте битвы, которые стоят того, чтобы за них сражаться.
2. Минное поле: Семплирование, интерполяция и проверка битов 💣
Это самая частая зона нарушений в современной музыке.
- Интерполяция (Interpolation): Вы перезаписываете фрагмент чужой песни (мелодию, текст) для своего трека.
- Семплирование (Sampling): Вы берете кусок из существующей звукозаписи (мастера).
КРИТИЧЕСКИ ВАЖНО:
- Для интерполяций нужно разрешение от владельцев песни (издателя).
- Для семплов нужно ДВА разрешения: от владельцев песни (издателя) И от владельцев мастер-записи (лейбла).
МИФ: «Можно использовать до 4 тактов» или «всего несколько секунд» без разрешения.
РЕАЛЬНОСТЬ: Это полная чушь. Любое узнаваемое использование без разрешения — это нарушение.
Кейс: Ошибка Lil Nas X
Вы должны проверять биты, которые покупаете! Lil Nas X купил бит для «Old Town Road» за $30. Оказалось, в бите был неочищенный семпл из «34 Ghosts IV» группы Nine Inch Nails. В итоге Трент Резнор (лидер NIN) теперь официально является соавтором одного из главных хитов десятилетия и получает свою долю роялти.
Мой совет: «Не очистил права — бойся!»
3. Громкие кейсы: Учимся на чужих ошибках (и победах) ⚖️
1. Случайное нарушение: George Harrison vs. The Chiffons
Сам битл! Суд признал, что его хит «My Sweet Lord» (1972) был «подсознательным плагиатом» песни «He's So Fine» (1962). Харрисон утверждал, что не копировал, но суд обязал его выплатить около $500,000.
Урок: Даже если вы сделали это «случайно», вы все равно несете ответственность.
2. Нарушение «по вайбу»: Marvin Gaye vs. Robin Thicke & Pharrell
Самый страшный кейс для музыкантов. Наследники Марвина Гэя подали в суд, утверждая, что «Blurred Lines» (2013) копирует «ощущение» и «стиль» песни «Got to Give It Up» (1977), хотя мелодии и тексты не совпадали.
Итог: Присяжные встали на сторону наследников Гэя. Теперь они получают 50% всех роялти от «Blurred Lines».
Урок: Влияние и «вайб» могут быть опасно близки к нарушению.
3. Ошибка в лицензировании: The Verve vs. The Rolling Stones
Группа The Verve для своего хита «Bitter Sweet Symphony» (1997) легально получила лицензию на семпл мастер-записи оркестровой версии «The Last Time» (1965) группы Stones. НО ОНИ ЗАБЫЛИ ОЧИСТИТЬ МУЗЫКАЛЬНУЮ КОМПОЗИЦИЮ (песню).
Итог: Издатель Stones, Аллен Кляйн, потребовал 100% издательских прав. Джаггер и Ричардс были указаны как авторы. Группа The Verve не получила абсолютно ничего со своего главного хита.
Урок: Всегда очищайте ОБА права (мастер и композицию).
4. Победа артиста: Ed Sheeran vs. «Let's Get It On»
Эда Ширана обвинили в том, что его «Thinking Out Loud» копирует «Let's Get It On» Марвина Гэя. Это был уже четвертый иск против Ширана, и он решил бороться.
Ключевой момент: Во время суда Ширан взял гитару и прямо на стенде продемонстрировал, почему анализ музыковеда истца был неверным, показав, что используемая последовательность аккордов — это базовый «строительный материал» поп-музыки.
Итог: Присяжные вынесли решение в пользу Ширана.
Урок: Не каждое сходство является плагиатом. За свое творчество можно и нужно бороться.
4. Новая угроза: AI и Авторское право 🤖
Это самая горячая тема сегодня.
- Защищён ли результат AI? Copyright Office США говорит — нет. Но часть работы, созданная человеком (например, ваш текст, который «допел» AI), может быть защищена, если вы честно раскроете информацию при регистрации.
- Законно ли «обучение» AI? Имеют ли AI-модели право «учиться» на тысячах защищенных авторским правом работ? Сторонники AI говорят о «fair use», противники — о массовой краже. Этот вопрос сейчас решается в судах.
- Имитация стиля: Как артисты будут защищаться от AI-треков, имитирующих их голос и стиль?
Мой прогноз: Это ситуация, похожая на Napster. Начинается с битвы, но индустрия в итоге найдет способ, как уважать авторское право и внедрить технологию в бизнес-модель.
🔑 Как защитить себя: Практический итог
Этот чек-лист — ваша главная защита.
✅ Регистрируйте свои песни в Copyright Office (в течение 3 мес. после релиза для получения максимальных компенсаций).
✅ Очищайте ВСЕ семплы и интерполяции. Получайте письменные разрешения.
✅ Проверяйте биты, которые покупаете (помните кейс Lil Nas X).
✅ Подписывайте split sheets (соглашения о долях) на КАЖДОЙ сессии написания песен.
Ваши песни — это ваши активы. Защищайте их.
Блог

Авторское право для музыкантов: Главные правила защиты песен

Коллаборации в музыке: Как не потерять права, деньги и друзей. Полный гайд

Главная ошибка при релизе музыки (и как ее избежать).

Музыка в кино и рекламе: Как sync-размещение может запустить вашу карьеру. Гайд.

Лейблы vs независимость

Ваша музыка — это бизнес: 7 шагов к устойчивой карьере

Музыкальный юрист: Почему он, а не менеджер, должен быть первым в вашей команде

Бренд независимого артиста: Почему не надо копировать Дрейка.

Кураторы против алгоритмов: Кто решает, что мы слушаем в 2025?

Музыка для кино, игр, трейлеров: Гайд

Сэмплирование и адаптации: Юридический гайд для музыкантов 🎶

Как вернуть права на свои песни через 35 лет.

Кавер-версии: Полный юридический гайд для музыкантов

Больше, чем стриминг: 7 альтернативных способов монетизации вашей музыки
